Подшипники
Подшипники применяются в станочном оборудовании, транспорте и других машинах и механизмах для жёсткой опоры вращающихся соосных деталей – валов относительно корпуса, колес или шестерен относительно осей. Подшипники качения обеспечивают минимальное трение и передают радиальные и осевые нагрузки от подвижного элемента на опорную конструкции, обеспечивают большую грузоподъемность узла.
Виды подшипников
Подшипники делятся на две основные категории: скольжения и качения. В первых используются антифрикционные материалы, а зазор между подвижной и неподвижной частью заполняется смазкой.
Подшипники качения состоят из двух колец из высокоуглеродистой стали, например, хромистой 95Х18, если изделие работает в агрессивных средах, или ШХ9, ШХ15 для нормальных условий, между которым находятся тела шарики или ролики. Тела качения могут разделяться сепаратором. Одним кольцом изделие запрессовывается в корпус или на вал, второе остается подвижным. Чаще неподвижным является внешнее, чтобы уменьшить частоту вращения сепаратора и тел качения, и соответственно, их износ.
В магазинах подшипников можно встретить следующие типы:
- по виду нагрузки: радиальные, радиально-упорные, упорные;
- по виду тел качения: шариковые, роликовые, игольчатые;
- по количеству рядов тел качения: однорядные, двухрядные, многорядные;
- насыпные, в которых роль сепаратора выполняет обойма, а шарики катятся по поверхностям сопрягаемых деталей, например, в велосипедах, самокатах и т. п., где нужна быстрая разборка-сборка механизма вручную без приспособлений).
Также бывают самоустанавливающиеся подшипники для механизмов, где трудно выдержать соосность вала и корпуса. Для улучшения вращения между кольцами набивается густая смазка, сами шарики закрываются защитными стальными или резино-пластиковыми шайбами с одной или обеих сторон (закрытые подшипники).
Маркировка в каталогах подшипников
Пример условного обозначения, которое читается справа налево:
Подшипник шариковый 6313ZZC3 (65х140х33).
В скобках заданы размеры в мм – внутренний диаметр 65, наружный 140, ширина – 33.
- C3 – радиальный зазор (больше нормального, 0,011-0,025 мм);
- ZZ – защитные пластины из стали с двух сторон (закрытый);
- 13 – внутренний диаметр, делённый на 5, т.е. 65/5=13 (для всех диаметров, кратных 5);
- 3 – серия размеров (диаметров и ширин);
- 6 - тип шариковый однорядный.
DIN 625 задаёт пятизначное обозначение, если читать слева, то сразу идёт группа 6(1)3, где 1 – первая цифра серии, которая может опускаться, как в данном случае. Производители могут добавлять в каталогах свои буквенные префиксы и суффиксы.
Отечественная маркировка по ГОСТ 3189-89 этого же изделия – 80313, где справа налево: 13 – кратный 5 внутренний диаметр 65/5, 3 – серия, 0 – тип однорядный шариковый, 8(0000) – конструктивное исполнение с 2 защитными шайбами. При нулевых значениях категории обозначение может сокращаться вплоть до двух знаков.
Для внутренних диаметров до 10 мм, от 10 до 20 мм, а также отдельно для 22, 28, 32 маркировка отличается (см. соответствующие таблицы в технических справочниках). Также распространена характеристика точности изготовления ABEC, которая соответствует стандартам ISO 492 и ГОСТ 520-89: от 1 – нормальные до 9 – суперпрецизионные.
Какие лучше купить подшипники
Одна из самых известных марок – SKF (Швеция), также хорошо себя зарекомендовали японские подшипники KOYO, NACHI, NTN, (фирмы, специализирующиеся на изделиях для промышленного оборудования), распространена продукция TPI с Тайваня.
Чтобы купить подшипники по размеру с доставкой по Украине, звоните или пишите в интернет-магазин Океан Трейд. Наши специалисты проконсультируют и помогут с выбором. В наличии десятки наиболее ходовых типоразмеров для станочных и транспортных механизмов.