Радиальные однорядные шариковые подшипники закрытого типа предназначены для работы в станках, транспортных механизмах, автомобилях и других технических устройствах, которые функционируют в загрязненных средах.
Они являются опорами и фиксируют валы и оси подвижных элементов (колес, роликов и т. п.), воспринимают радиальные нагрузки. От других видов их отличает наличие защитных шайб или уплотнений, которые задерживают загрязнения – пыль, песок, грязь, влагу – и предохраняют от попадания посторонних частиц внутрь шарикоподшипника. Это наиболее часто используемая разновидность.
Конструкция закрытого шарикового радиального подшипника
Состоит из двух внешнего и внутреннего колец из прочной, устойчивой к истиранию высокоуглеродистой стали. Между ними катятся шарики, разделенные металлическим сепаратором. Шарики могут располагаться в один ряд (подшипники шариковые радиальные однорядные), либо в два (двухрядные) и более рядов.
Внутренний зазор подшипника закрытого типа
Одна из основных характеристик подшипника шарикового радиального – внутренний зазор, т. е. расстояние между внутренней поверхностью дорожки наружного кольца и шариком (радиальный) и максимальное смещение вдоль оси (осевой).
Зазоры обозначаются по ГОСТ 24810-2013 и международному стандарту ISO 5753-1 и делятся на 5 классов (групп или серий):
- С2 – меньше нормального (0,001-0,015 мм для диаметра отверстия 10-65 мм);
- N – нормальный (0,003-0,028 мм);
- С3 – больше нормального (0,011-0,043 мм);
- С4 – больше С3 (0,018-0,061 мм);
- С5 – больше С4 (0,025-0,09 мм).
При установке радиального подшипника закрытого с натягом в корпус или на вал внутренний зазор уменьшается. От величины зазора зависят биение и шум при работе механизма, но также на лёгкость вращения и износ. Изношенные подшипники, в которых шарики за время эксплуатации «выкатали» углубления в кольцах, гремят и дают существенный люфт, недопустимый в работе станочного оборудования – шпинделей, зубчатых передач и подвижных приспособлений.
Какие можно заказать подшипники закрытого типа с уплотнениями
Уплотнения подшипников делятся на два типа – в которых оно устанавливается как отдельный элемент (контактные и бесконтактные), и встроенное из резины или металлической шайбы-крышки, которая вставляется в пазы в одном из колец, чаще наружном. Уплотнение может быть с одной стороны или, что чаще встречается, с двух сторон.
Самый простой вариант – защитная шайба из стали или резино-пластика – рис. «а», используется в относительно чистых условиях. Её наличие в маркировке обозначается буквой Z (или ZZ, если шайбы с двух сторон).
Если в рабочих помещениях повышена влажность или возможны водяные брызги и пылевая взвесь, используются варианты б-г контактных и бесконтактных уплотнений, которые фиксируются в неподвижном кольце и плотно соприкасаются с подвижным, но с низким коэффициентом трения.
Закрытые подшипники набиваются густой смазкой на весь срок эксплуатации. Теоретически можно снять вручную защитную шайбу для промывки и повторной смазки, но при этом она будет неизбежно деформирована, даже незначительно, что уже ухудшит или сведет на нет ее функцию.
Производители радиальных подшипников
Среди наиболее известных – японские KOYO, NACHI, NTN, тайваньские TPI, шведские SKF. Эти фирмы специализируются на изделиях для промышленных узлов, где предъявляются повышенные требования к износостойкости и точности при долговременной эксплуатации.
Чтобы купить подшипник закрытого типа с доставкой по Украине, звоните или пишите в интернет-магазин Океан Трейд. В наличии десятки типоразмеров со внутренними диаметрами от 10 до 75 мм и внешними от 26 до 160 мм – для металлорежущих станков и механизмов.